Портфолио


Портфо́лио (итал. Portfolio— портфель, папка для документов — англ.).

Портфолио – это собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах какой-либо формы или специалиста. Этот термин встречается в разных областях.

 Портфолио – это грамотно оформленный перечень работ, выполненных каким-либо специалистом.

Портфолио обучающегося – это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ребенка. Портфолио свидетельствует об активности ребенка в различных видах деятельности как в школе, так и за ее пределами. На сегодняшний день жестких требований к портфолио не предъявляют.

Педагогу необходимо объяснить правила ведения и заполнения портфолио и своевременно помогать обучающемуся заполнять разделы портфолио либо проверять самостоятельное заполнение разделов.

Портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты. Ведь основные усилия в образовательном процессе направлены на развитие у ребенка способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком.

Цель составления портфолио

Основная цель портфолио обучающегося — выявить все достоинства ребенка и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей. Ведь для самореализации ребенку уже с младших классов необходимо иметь правильную мотивацию, умение проводить самоанализ, ставить цели и добиваться их, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам.

А вот как определяет основные цели и задачи ведения портфолио учитель начальных классов из Санкт-Петербурга Ольга Уханова (опубликовано в газете «Начальная школа»):

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сделать основной акцент не на документы, а на творческие работы. Другими словами, раздел «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ» должен стать основным и главным.

 

 Примерная структура портфолио:

1. Титульный лист

2. Раздел «Мой мир»

3. Раздел «Моя общественная работа»

4. Раздел «Мое творчество»

5. Раздел «Мои впечатления»

6. Раздел «Отзывы и пожелания»

7. Раздел «Работы, которыми я горжусь»

 

Разделы портфолио лучше оформлять с использованием фотографий.

 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ содержит основную информацию: ФИО обучающегося, возраст, учебное заведение, контактную информацию – например, электронный адрес, фотографию. Не стоит склонять ребенка к выбору строгого портрета. Лучше дать ему возможность показать себя таким, каким он представиться другим людям.

 РАЗДЕЛ «МОЙ МИР». Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные следующие пункты этого раздела:

«Мое имя» — информация о том, что означает имя. Можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Моя семья» — здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

«Мои увлечения» – это может быть небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно поместить информацию о занятиях в объединении (или других объединениях), других учреждениях дополнительного образования, спортивных секциях, в музыкальной школе или школе искусств.

«Моя школа» – рассказ о школе и о педагогах.

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА» («Социальная практика»). Все мероприятия, проводимые в рамках Дома детского творчества и за его пределами, где ребенок играл роль в спектакле, или читал стихи на каком-либо слете, оформил стенгазету или выступал на празднике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

 РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО». Для оформления этого раздела ребенку лучше предоставить свободу действий, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг. Этот раздел можно разделить на следующие пункты или подразделы:

1. Творческие работы

2. Конкурсы

3. Олимпиады

4. Проекты

5. Награды (мои достижения)

В подразделе творческие работы ребенок помещает свои сказки, стихи, музыкальные произведения, фотографии рисунков и объемных работ (мягких игрушек, макраме, швейных, вязаных изделий, работ из природных материалов, модели машин и пр.)

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо если это сообщение будет дополнено фотографией с конкурса или выставки. Если событие освещалось в СМИ или Интернете — надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.

Те же рекомендации к подразделам конкурсы, олимпиады, проекты.

В подразделе награды (мои достижения) все имеющиеся грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности, сертификаты, благодарственные письма лучше записывать в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ». Во время обучения в Доме детского творчества дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных и игровых программах, ходят в походы, на выставки, посещают музеи и т.д. Можно после завершения мероприятия предложить ребенку творческое домашнее задание – выразить свои впечатления.

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ». Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. Поэтому этот раздел не менее важен, чем остальные.  Можно дать небольшой отзыв на участие ребенка в каком-либо мероприятии – например: «Принял активное участие в подготовке к учрежденческому мероприятию «Цена Победы», выучил и великолепно рассказал стихотворение на праздничном мероприятии, посвященном Дню учителя.  Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.»

Можно добавить лист отзывов, где педагог сможет  высказать свои рекомендации и пожелания по итогам как учебного года, так и по итогам завершения обучения по программе.

РАЗДЕЛ «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ». В этом разделе ребенок размещает то, что представляет для него наибольшую ценность.

Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые может добавить как ребенок, так и педагог.

Можно добавить РАЗДЕЛ «СОДЕРЖАНИЕ». Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.

Важно помнить, что когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи педагога ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо свести к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Памятка для педагогов по ведению портфолио

1. По возможности привлекать родителей для заполнения разделов портфолио (особенно для обучающихся младшего школьного возраста).

2. Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию ребенка).

3. Результат работ датировать, чтобы можно было проследить динамику.

4. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

5. Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).

6. Просмотр портфолио другими детьми разрешается только с согласия обучающегося, которому принадлежит портфолио.

7. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

9. В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».

 

Памятка для обучающегося по ведению портфолио

1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.

2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.

3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.

4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!

5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!

Оставить комментарий