
Аннотация
Направленность | техническая |
Уровень | базовый |
Срок реализации | 4 года |
Количество часов реализации программы в год | 792 часа (144+216+216+216) |
Возраст обучающихся | 8-14 лет |
План приема | до 15 учащихся |
Адрес | г. Курган, ул. Черняховского, д. 8 б, территориальное подразделение «Импульс» |
Режим занятий | 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, 2, 3, 4 годы обучения – 2 раза в неделю по 3 часа |
Описание | Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Техническое моделирование с элементами ТРИЗ» знакомит детей с удивительным миром техники, учит системно мыслить, развивает творческое воображение и мышление, подводит детей к видению противоречий в окружающем мире и умению их разрешать. В программе, кроме ТРИЗ – технологии, применяются проблемные, проектные и исследовательские методы, способствующие всестороннему развитию личности ребенка. В содержании программы заложен линейно-концентрический принцип, который позволяет ребенку освоить новые знания и умения, опираясь на ранее изученные. Это позволяет учащемуся постепенно приобретать навыки конструирования и моделирования, начиная от простых плоскостных моделей, заканчивая сложными электрифицированными моделями. В программу включены блоки: развивающий, технологический, проект, которые логически развивают и дополняют друг друга. Программный материал дается адаптированным для восприятия ребенком, опирается на специально отработанную методику, которая основана на игровых моментах, индивидуальном подходе, на наглядности, театрализации и индуктивном методе. За четыре года обучения по программе, учащиеся научатся: создавать модели из картона, бумаги, фанеры, бросового материала по алгоритму с авторским техническим решением; применять нестандартные подходы, смекалку, конструкторские умения при решении технических задач; создавать и публично защищать авторские технические проекты. В программу включена работа по профориентации, что поможет учащимся осознать, понять сферу своих интересов и сформировать реальные представления о мире технических профессий, попробовать себя в деле и начать выстраивать будущую траекторию обучения в профильных учебных заведениях. Ребята, занимающиеся по программе «Техническое моделирование с элементами ТРИЗ», имеют возможность участвовать в профильных конкурсах, выставках городского, регионального, всероссийского и международного уровней. |
Педагоги | Гордиевских Лидия Вениаминовна |
Содержание |
Вводное занятие Развивающий блок Обучение решению творческих задач. Метод мозгового штурма. Метод синектики. Метод фокальных объектов. Метод морфологического анализа. Метод моделирования маленькими человечками. Фантограмма. Метод гирлянд и ассоциаций. Метод Р. Крузо. Практическое применение способов решения творческих задач. Проблемные ситуации. Задачи на РТВ. Разрешение противоречий. Системный оператор. Фантазия как творчество Веполь. Виды полей «Аризенок» Технологический блок Техника «оригами». Работа с шаблоном. Работа по чертежу Работа по готовому рисунку. Работа по собственному замыслу. Работа с бросовым материалом. Основы электротехнологий. Основы электронных технологий. Проект Итоговое контрольное занятие |
Цель | Развитие творческого потенциала обучающихся в области технического творчества |
Результаты |
Обучающиеся будут знать: достижения науки, техники и современного производства. современные информационные технологии, источники получения и хранения полученной информации. правила безопасной работы при работе с инструментами, материалами и электричеством на занятиях; технологию изготовления технических моделей и приспособлений; алгоритм работы над авторским проектом, требования к оформлению теоретической части, процедуру публичной защиты; законы, методы, приёмы ТРИЗ- технологии. Обучающиеся будут уметь: создавать модели из картона, бумаги, фанеры, бросового материала по алгоритму с авторским техническим решением; использовать технологические приёмы и операции при работе с материалом; самостоятельно систематизировать, анализировать, сравнивать, сопоставлять информацию; планировать трудовые действия; применять нестандартные подходы, смекалку, конструкторские умения при решении технических задач; применять ТРИЗ -технологии при создании технических моделей; мыслить противоречиями, находить «спрятанные» противоречия и умело их разрешать; применять ИКТ в учебном процессе, при создании и оформлении авторского проекта; создавать, оформлять и защищать авторские проекты; работать ответственно, качественно как индивидуально, так и в команде; применять полученные знания во благо человека. Обучающиеся приобретут опыт: создания и публичной защиты авторских технических проектов; самостоятельного изучения технической и специальной литературы, в том числе с использованием ИКТ; разработки и конструирования технических объектов и предметов окружающего мира; воплощения творческих идей в материале. |
Аттестация по итогам реализации программы | Защита авторского проекта или выполнение тестовых заданий |
Материально-техническая база |
Материалы (на одного ребенка). Картон — 9 наборов Ватман — 5 листов Цветная бумага — 1 набор Наждачная бумага — 20 см Фанера — 50 см Оргстекло — 30 см Металлическая проволока Ф 2-6 мм — 50 см Пластмасса — 50 см Чертежные инструменты — 1 комп. Копировальная бумага — 3 листа Краска гуашь — 1 упаковка Клей ПВА, Момент — 5 шт. |