Мотивация социальной активности у учащихся


Чумакова Светлана Владимировна,

педагог-психолог  МБОУДОД «ДДТ «Синяя птица» г. Кургана

Мотивация социальной активности учащихся.

Термин социальная активность рассматривается, как понятие, в котором термин «социальная» означает общественно-полезную направленность деятельности, а «активность» — меру интенсивности самореализации в общественной деятельности.

В России, в различные периоды  времени «социальная активность» трактовалась по разному:

—  после революции — как синоним творчества, инициативы и революционного напора;

— в сталинские времена, как исполнительность, дисциплинированность, подчинение идеалам системы;

— в 60-х гг., как взаимосвязь социальной среды, активности личности и сознания, как проявление в активном поступке.

— В 21 веке показателем сформированности «социального опыта личности» являются  достижение душевных порывов растущей личности, осознание сопричастности к созидательному труду, преобразованию мира.

Сейчас задача воспитания социальной активности, ставится государством на одно из первых мест.

Сегодня современная молодежь не представляет собой единой политической и идеологической силы и не занимает  значительное место ни в социально-политической структуре, ни в общественно-политической жизни общества. Особую тревогу вызывает утрата гражданских и патриотических чувств у современной молодежи в связи с падением престижа нашей страны,  отсутствием социально-ориентированной внутренней политики и отчуждением власти от народа.

Ограничение возможностей молодежи в социальной самореализации ведет к росту агрессивности и протестного потенциала в молодежной среде, что приводит к образованию деструктивных групп и объединений молодежи (скинхеды, фашисты, футбольные фанаты).

Формируются и действуют молодежные группы криминального характера. С 2001 году зарегистрировано более 5000 тыс. криминальных подростковых групп. Не утрачивают своей остроты проблемы алкоголизма и наркомании в молодежной среде.

Известный постулат – дети наше будущее, но не многие задумывались, что речь идет, буквально о будущем страны или планеты. То- есть то, какими мы воспитаем сейчас наших детей, в том обществе мы и будем жить через 15 – 20 лет.

Социологи выделяют  основные виды социальной активности:

1. Художественно — творческая.

2. Познавательная.

3. Коммуникативная.

4. Нравственная.

5. Общественно — гражданская.

6. Трудовая.

7. Другие индивидуальные виды активности.

Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа.

Психологи и педагоги считают, что  начинать формировать социальную активность личности надо  еще в дошкольном возрасте, где закладываются ее первоначальные основы, где закладывается фундамент личности, развиваются многообразные отношения с миром.  Усваивая нормы и правила поведения, ребенок  перенимает способы действий, одобренные обществом.

Поэтому в этом возрасте уже можно говорить о создании предпосылок для возникновения нормативно-личностной активности.

Далее формирование социальной активности продолжается в стенах школы и учреждениях доп. образования.

Особыми возможностями включения в творческую деятельность и развития на этой основе социальной активности детей и подростков располагают именно учреждения дополнительного образования.

Дополнительное образование, опирающееся на свободный творческий выбор ребенка, обеспечивает максимальную активность и заинтересованность ребенка в овладении интересующей его творческой деятельностью.

А именно:

  1. Деятельность учреждений доп. образования способствует воспитанию социальной активности детей, формирует потребности в личном участии в социокультурном преобразовании, развивает социально-значимые черты личности в отношении к людям, в поведении, дает возможность проявить себя.
  2. Доп. образование обеспечивает развитие  мотивации и опыта социально значимой деятельности.
  3. Структура деятельности доп. образования  дает возможность сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей).

Формы мероприятий развивающих социальную активность детей.

—  конкурсы художественно-творческой направленности;

— консультации ведущих педагогов специальных учебных заведений страны;

—  проведение встреч со студентами и выпускниками специальных учебных заведений;

— выставки работ и концерты бывших выпускников;

—  поездки учащихся в художественные музеи, галереи, учебные заведения, предприятия  страны;

— организация и проведение выставок-продаж работ, выполненных руками воспитанников;

-проведение Дней открытых дверей для учащихся школ;

— участие в различных общественно значимых акциях.

Всепроникающая информация, воздействуя на мышление и сознание детей, меняет их потребности, возможности, социальное пространство. При этом формируется естественно-культурная среда «обитания детства».

«Среда – по словам психолога Л.С. Выготского – выступает в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств, играет роль «источника развития»».

Актуальность проблемы возрастает в связи со стартом в субъектах РФ «Национальной Стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.».
Указ, подписанный президентом РФ от 1 июня 2012 № 761, стал законодательным свидетельством формирования нового этапа социальной активности подрастающего поколения. Ведущий принцип Стратегии — «Партнерство во имя детей».

Работу по внедрению этих идей в массы осуществляет Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), который является правопреемником пионерской организации с 1991 года. Его девиз — «За Родину, Добро и Справедливость».

У нас тоже действует Детская общественная организация Курганской области «Открытый мир»,  созданная 29 мая 1991 года, как правопреемница Всесоюзной пионерской организации.

Организация проводит множество  общественных акций, например: «Школа подготовки волонтёров», программа «Культурное наследие России», программа «Моё Зауралье», «Помоги детям», «Знаешь меня – знаешь себя», проект «Мир открытых возможностей» и др.

Далее процесс  формирования социальной  активности личности продолжается в различных молодежных организациях и образовательных учреждениях (колледжах, университетах.)

Вовлечение молодежи в социальную жизнь активизирует ее потенциал и  способствует формированию позитивной гражданской позиции.

В подростковом возрасте у детей всегда проявляется естественная тяга к деятельности в кругу сверстников и эту особенность нужно правильно использовать.

В настоящее время Министерством юстиции РФ зарегистрировано около 100 общероссийских и свыше 300 региональных молодежных и детских объединений.

Ярким примером молодежных  общественных акций является субботник «Десант Памяти», прошедший 13 апреля на одном из старых кладбищ Владивостока. В акции приняли участие несколько сотен жителей города. Теперь на этом закрытом  кладбище территорию очистили от мусора, привели в порядок заброшенные могилы, покрасили звёзды на памятниках.

В нашем городе такой организацией формирующей социальную активность детей и молодежи является городской Дом молодежи.

 Организация тоже проводит различные общественно полезные акции. Например: Акция «Я люблю Курган — Трудовые отряды», «Свеча памяти» в память о Великой Отечественной  войне, Фестиваль «Молодые семьи молодого Кургана», «Мы – граждане России!» и др.

Многие наши педагоги также работают с идеей формирования социальной активности детей, тоже участвуют и сами проводят, общественно полезные акции: например акция «Жить здорово», «Свеча памяти», акции экологического характера «Защити свою планету», «Мой чистый город», различные благотворительные акции по сбору средств и многие другие.

С гордостью можно сказать, что многие воспитанники нашего дома творчества являются примером, как социально активные личности. Это Дмитрий Хапов, Пысина Анна, Резинкин Дмитрий — воспитанники Семенчук Н.В., Капитонов Владимир бывший воспитанник Кузмичевой Н.А., а теперь уже Семенчук Н.В. Обучающиеся театра студии «Коробейники» педагог Волковинская Т.А., обучающиеся и выпускники педагогов музыкальной студии, технического отдела, педагога Шевелевой  Н.Ф. и многих других. В наших стенах под руководством наших педагогов начинается старт в активную жизнь многих ярких звездочек.

Жизненный девиз Семенчук Надежды Владимировны «Беги пока зовут», пусть этот девиз станет девизом и для нас с вами и для наших детей. Бегите вперед, не стойте на месте, будьте примером активности для ваших воспитанников.

 

Оставить комментарий